Часто ли, жертвуя Господу, люди задумываются о том: будет ли
принята их жертва? Призрит ли Господь на неё? Угодна ли она Ему?
Я никогда не задумывалась об этом! Мы, люди, больше смотрим на другое, не так
как смотрит Господь. Например, смотря на людей, мы смотрим на внешность, а
Господь смотрит на внутренность. Так и в других сферах жизни, например – жертва
по закону или дар от усердия, мы смотрим на то – сколько, а Господь смотрит на
то – с каким сердцем.
Каин и Авель – два брата, выращенные и воспитанные одними
родителями, но в то же время такие разные. Много раз я слышала рассуждения о
том, что Каин принёс в жертву Господу неугодную жертву, в том числе, что в
жертву нужно приносить животных, дабы их кровь очистила от грехов. Всё это так!Но суть не в самом даре, не в его
содержании, иначе бы Господь обратил на это внимание Каина. Однако же, Господа
беспокоило не то, что принёс Каин в дар, но то, что творилось в сердце Каина – вот
то, что беспокоило Господа.
Можно сказать, что Каин принёс не тот дар, но он занимался
земледелием и принёс от трудов своих, а после в Писании написано о Божьем
повелении – посвящать Господу начатки с гумна и праздновать праздник жатвы, что
тоже угодно Господу и соответствует Его воле. Так же и мы несём Господу своё,
трудом заработанное, сейчас это измеряется большей частью в денежном
эквиваленте.
По своей сути дар и жертва несколько различны. Хотя,
конечно, и дар может быть жертвой. Но есть жертва по закону Господню, которая
очищает от грехов – кровь животных, и есть дар, который может быть различного
содержания. Так вот, Каин и Авель принесли не жертву Господу, а дар! Если бы
они приносили жертву, то здесь преобладал бы закон, но дар имеет произвольное
направление. Даром может быть всё, что угодно, но то, что дорого и ценно для
человеческого сердца! Я уверена, что Каин принёс Господу лучшие плоды из тех,
что он вырастил, потому что он ожидал, что его дар будет принят. Это мы видим
из того, что он сильно огорчился, когда Господь не призрел на его дар.
«И призрел Господь на Авеля и
на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и
поникло лице его» Быт. 4:4-5
«Верою Авель принес Богу
жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как
засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» Евр. 11:4
«не так, как Каин, [который]
был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его
были злы, а дела брата его праведны» 1 Ин. 3:12
А ведь это проникает все сферы нашей жизни. Возьмём,
например, молитву. Как мы молимся? Есть молитвы, которые мы возносим по долгу –
это жертва по закону, а есть молитвы, которые мы возносим из благодарности или
по желанию своего сердца – это дар от усердия. Так же можно сказать о любом
деле. Если по долгу – это жертва, от души – это дар.
Взять, например, пожертвование. Десятина, она по закону, -
это жертва по долгу, ибо закон обязывает, и десятина востребована Богом, а что
касается приношения, то здесь уже сам человек определяет: жертва это или дар.
Если человек жертвует с тем, что, я посею сейчас, а потом пожну, то это не дар,
это закон сеяния и жатвы, а дар, он безвозмезден – не ждёт воздаяния. Дар – это
бескорыстно, - отдал и всё! Дар не преследует выгоды! Доброхотно дающего любит
Бог! Почему? Потому что это по сердцу Ему!
«Каждый [уделяй] по
расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно
дающего любит Бог» 2 Кор. 9:7
Если
пути человека не угодны пред Господом, любой дар этого человека, равно как и
жертва, не будут приняты Богом. Потому так важно очищать своё сердце перед
приношением.
«Итак, если ты принесешь дар
твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что - нибудь против
тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом
твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф. 5:23-24
Не ты
имеешь, а брат твой, то есть ты перед кем-то виновен. Но также ты должен
прощать другим согрешения, тогда и Бог простит тебя.
«Ибо если вы будете прощать
людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете
прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф.
6:14-15
Бодрствуй
над этим, чтобы не получилось так:
«Не носите больше даров
тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных
собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» Ис. 1:13
«И когда вы простираете руки
ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу:
ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей
Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте
угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и
рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег
убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» Ис. 1:15-18
Знай
и помни:
«Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в
пути» Прит. 11:20
«Мерзость пред Господом - уста
лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» Прит. 12:22
«Мерзость пред Господом -
помышления злых, слова же непорочных угодны Ему» Прит. 15:26
Подводя
итог:
«И потому ревностно стараемся,
водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред
судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал,
живя в теле, доброе или худое» 2 Кор. 5:9-10