ЯРМО (Иер 2:20). Ярмо обыкновенно полагалось на выю животного и прикреплялось к оному и к плугу ремнями. Таким образом оно сделалось символом неволи, рабства и деспотического правления, тогда как свержение с себя ярма или ига значило полное освобождение от всех сих тягостей. Сокрушение ярма и расторжение уз (Иер 5:5, Наум. 1:13) представляет также свержение с себя каким либо народом деспотической царской власти. Ярмо, иго
Ярмо - это деревянный хомут, с помощью которого запрягали двух животных в плуг или повозку. Ярмо крепилось веревками (Ис 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, например вола и осла (Втор 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1Цар 14:14; -> Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназначенные для принесения в жертву, никогда не должны были носить Ярмо (Чис 19:2; Втор 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1Цар 6:7, а также цвет. ил. 2). В Библии Ярмо часто служит символом угнетения. Пр. Иеремия появлялся на людях с Ярмом на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Ярмо (см. Лев 26:13; Иез 30:18; Наум 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Ярмо железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иер 27; 28; ср. Втор 28:48). Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Ярмо (Быт 27:40) или когда Ярмо будет снято с него (Ис 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собственными силами. Однако Ярмо обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3Цар 12:4; Ис 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (Мф 11:29,30). Это Ярмо израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иер 5:5). Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения "под чужое ярмо с неверными" (2Кор 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Ярмо, т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Используемый Павлом образ Ярма, вероятно, перекликается со сказанным во Втор 22:10. Выражение "нести иго в юности" означает "учиться с детства смирению пред Богом" (Плач 3:27). В Деян 15:10; Гал 5:1 под игом подразумевается гнет предписаний Закона.
|