ад
(евр. шеол—пустота, греч. гадес—невидимое)—подземное
царство смерти (Пс 15.10; От 1.18; 6.8; 20.13,14), называемое также преисподняя.
Ад по верованиям древних является местом душ усопших, которые пребывают в
забвении, без движений и звуков, не добрые и не злые, без проклятия и
благословения в ожидании вечного суда (Иов 10.21-22; 17.16; Пс 93.17; Иер
32.17-32; 2Пет 2.4). Греческое слово «геенна»,
также
означающее ад, не вполне эквивалентно этому понятию, но символизирует лишь «адские
мучения».
АД (Евр шеол; Быт 37:35, Чис 16:30, 33. Пс 15:10 и
др.), по словопроизводству с Греческого, значит место, лишенное света. В
христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т.е. состояние
духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и
блаженства (Иуды 1:6).
Ад, преисподняя
I. В Синод. пер. ВЗ словами
"ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол
(3Цар 2:6; Иов 26:6; Пс 15:10 - "царство мертвых"; Иов 24:19 -
"смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна.
Два последних и нек-рые другие слова (напр., -> Аваддон) встречаются в тех
греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до
Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают
после суда (см. Откр 20:13 и след.).
II: 1) слова шеол и гадес
обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и
преисподняя - понятия тождественные (Ис 38:18; Ос 13:14; Откр 1:18; 6:8; 20:13
и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в
глубинах земли (Иов 7:9; Пс 62:10; Ис 14:15; Иез 32:18). Так, Корей и его
сообщники сошли в подземный мир (Чис 16:30,33), а Самуил вопрошает, для чего он
должен выйти оттуда (1Цар 28:15, евр. глагол ала означает движение
вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в
преисподние места земли" (Еф 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице
духам, мертвым (1Пет 3:19; 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол
означает просто могилу (Быт 37:35; 42:38; 3Цар 2:6; Иов 17:13-16), четкого
разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле
нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл 9:10);
мертвые молчат (Пс 30:18) и не славят Господа (Пс 6:6; 113:25; Ис 38:18). Шеол
- это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует
(Ис 14:9 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Чис 16:33;
Иов 24:19; Пс 9:18; 48:14 и след.), но и праведники (Ис 38:10), ожидающие
Божьей помощи и новой жизни (1Цар 2:6; Пс 15:10; 48:16; ср. Пс 72:24; Дан 12:13
-> Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов 26:6; Притч
15:11; Ам 9:2), Господь присутствует и там (Пс 138:8). Только в Лк 16:22-26
определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных
"великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и
слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а
грешники страдают; 2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении
(Деян 2:27,31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и
мертвых (Рим 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откр 1:18). Духам в
темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1Пет 3:19; 4:6), а раскаявшемуся
разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:43).
Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Мф 16:18), и уходящий из мира в вере
будет пребывать со Христом (Флп 1:23). Смерть попрана победой Христа (1Кор
15:55,57). В конце времен после всеобщего -> воскресения царство мертвых
опустеет (Откр 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере
огненном" (ст. 15; 21:8).
III. Об огненном А. (греч.
слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус
неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф
5:22,29 и след.; 10:28; 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, Мф 8:12;
22:13; 25:30). А. - это "печь огненная", где будет "плач и
скрежет зубов" (Мф 13:42,50), это неугасимый, вечный огонь (Мф 3:12;
18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк 9:47 и след.;
ср. Ис 66:24), это "мука вечная" (Мф 25:46). Огонь А. предназначен
также в наказание -> дьяволу и его ангелам (ст. 41; ср. Откр 19:20;
20:10,15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана
(ср. Еф 2:2; 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук.
В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и
посрамлением грешников (Дан 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к
праведникам.
Ад. В большинстве мест, где это слово
встречается в Библии, в основном тексте ему соответствует еврейское слово
«шеол» или греч. «гадес», которое обыкновенно переводится словом «преисподняя»
или «царство мертвых». Шеол обозначает «прикрытая пропасть» (Бернштейн) или
«пустота внутри», сравни нем. Holle; гадес — «невидимое».
Царство мертвых, куда
соберутся все люди после их смерти (Иов. 30:23), изображается расположенным
внутри земли (Чис. 16:30 и дал.; Иез. 32:18), это страна тьмы и тени смертной
(Иов. 10:21) с жилищами (Прит. 7:27) и воротами (Ис. 38:10; Мат. 16:18), земля
молчания и забвения (Псл. 93:17; 87:13), где мертвые соединяются по коленам и
племенам (Быт. 37:35; Иез. 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и
тот вид, который имели на земле (1 Цар. 28:14; Иез. 32:27), но где не
существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный
покой (Иов. 3:13; Еккл. 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его
имени (Псл. 6:6; 29:10; 87:11 и дал.; Ис. 38:18 и дал.), хотя Всемогущий и там
присутствует (Пс. 138: 8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним
(Иов. 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе
представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов. 3:13 и дал.). Саул
и сыновья его встречаются там с Самуилом (1 Цар. 28:19). Из этого царства мертвых
никто никогда не возвращается обратно (Иов. 16:22), оно называется вечным домом
человека (Еккл. 12:5) и смерть называется вечным сном (Иер. 51:39, 57; сравни
Ис. 26:14). Все это однако не препятствовало поэтическому воображению рисовать
сцены посреди умерших; так, напр., Исайя описывает, как цари в преисподней
встают со своих престолов для того, чтобы с глумливым смехом встретить царя
Вавилонского, вверженного в царство мертвых (Ис. 14:9 и дал.).
С другой стороны в этот мрак
преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами
были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых
отдельных верующих о жизни после смерти, напр., Пс. 72: 23 и далее,
торжественные слова Иова об Искупителе (Иов. 19:25 и дал.) и некоторые ясные
пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Ис. 25:8; 26:19;
Дан. 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Дан. 12:2) воскресение мертвых
должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового
еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой
пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В
первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи;
там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их.
— В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (Лук 16:23 и
далее).
Кроме упомянутых слов, шеол и
гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна — греческая форма
еврейского слова гехенна или гехинном (см, Енномова долина). Слово это
употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово
встречается в Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых
Евангелиях (Мат. 5:22,29, 30; 18:9; 10:28; 23:15,33; Map. 9:43, 45,47; Лук.
12:5) и один раз у Иак. 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна
огненная», т. е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная»
(Мат. 13: 42,50) — вечный огонь или «мука вечная» (Мат. 25:41,46), «тьма
внешняя» (Мат. 22:13; 25:30). «Врата адовы» в Мат. 16-18, т. е власть и совет
ада. Срав «Ворота».