фарис`еи - религиозные
фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского
народа. Секта фарисеев возникла
в Иудее примерно в середине 2
в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение
закона (Деян 26.5), что
привлекло к этому учению
массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и
несмешиваемость с другими
народами. Позже, однако, это
учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища),
выродилось в лицемерие и
гордость, что в свою очередь
превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57).
Господь обличал и порицал сам
дух фарисейства - высокомерие,
самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением
Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме.
ФАРИСЕИ (отлученные; Мф 3:7, 23:26 и др.) -
известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в
Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать,
отделять; но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности.
Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на
необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды,
очищения и т.п. дошедшие до них по преданию (Мф 15:2), но во многих случаях
своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону
Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их
Господь Иисус Христос и особенно за то, что они выставляли на показ народу свои
подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (Мф 6:2-5). С особою силою и
полнотою изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев - их
гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту, пред Своими
крестными страданиями, и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми
вождями народа. В 23 главе Евангелия от Матфея содержится эта
строго-обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: "На Моисеевом
седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать,
соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не
делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям,
а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы
видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках со
словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят
предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в
народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не
называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И
отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на
небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос.
Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а
кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что
поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее
осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу,
дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны,
вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется
храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и
слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто
поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, котокоторый
на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или который на нем, то
повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И
так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом
клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и
сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с
мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие
надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а
верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете
внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и
внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь
окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей
мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а
внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите:
если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии
крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы
сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии,
порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю
к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных
будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да придет на вас вся
кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии,
сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю
вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и
камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется
вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не
воскликнете: благословен грядый во имя Господне." Вследствие означенных
обличений лицемерия и гордости фарисеев, они естественно были злейшими врагами
Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали
возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские
понятия фарисеев были правильнее и вернее чем у саддукеев, так как они веровали
в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие
ангелов и духов (Деян 23:8). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к
Господу Иисусу Христу, однако в первые годы Христианства некоторые из
последователей оной сделались истинными последователями Христа, как например
Никодим, Савл, Гамалиил и др.
Фарисеи (Перушим, т. е. толкователи), самая
многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший
историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике
Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.) и говорит о них следующее:
Фарисеи живут скудно,
воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает
им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться
исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не
утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее
намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека.
По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он
хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и
пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду
или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или
порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу
пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во
всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали
поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных
поступках и словах».
Фарисеи верили в
существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и
Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя
фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое
соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и
множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными
хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных,
добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными
(т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в
противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим
вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и
одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из
них был бы фарисей».
Но Господь Иисус раскрыл
лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю
нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны
окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в
Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности.
Возьмем несколько примеров.
Омывать руки до и после еды
(Мат. 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось
таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила
исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из
раввинов, повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства,
которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его
свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями
уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность,
любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и
презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее
и мытаре (Лук. 18:9 и дал.).
Фарисеи были самыми злобными
противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в
Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли
свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и
давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис
и тмин (Мат. 23:23). Срав. следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10;
Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что
и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание.
Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и
к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал.
Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по
словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а,
может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени,
возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе
высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.).
Наконец, нужно прибавить, что
усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их
ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила
почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать
апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире
духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который
давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2).
Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению
фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о
воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия
небесного семени.
Фарисеи, иудейская религиозная и политическая
партия, единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и после падения
Иерусалима; именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно
фарисейские традиции. Слово "Фарисей", вероятно, означает
"обособленные" и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от
-> саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистические
и рационалистические идеи. Фарисеи строго следили за соблюдением Закона (Деян
26:5). Партия Фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи ->
Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию Фарисеев и опирались на нее, но
позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям. Во времена
Иисуса политические вожди еврейского народа, большая часть высокопоставленного
священства и синедриона принадлежали к проэллинистически настроенным саддукеям,
но духовными вождями народа оставались Фарисеи. Не будучи в большинстве своем
священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми,
всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (Флп 3:5 и след.). Они
признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное
воскресение (Деян 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего
предосудительного (Мф 23:2 и след.), но в то же время Он предостерегал от
слепого подражания им (Мф 16:11 и след.), поскольку Фарисеи полагались на
собственную праведность, а не на Господа (Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.;
ср. Ин 3:8-10). Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь
в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими
его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей
воли (Мф 15:1 и след.; - Корван). Следствием этого было неосознанное, а
потому особенно опасное, лицемерие (ст. 7-9; 23:13-29) и самолюбование (Мф
6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11). Частично фарисейские предписания по исполнению
Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время
поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал
в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние (Меры длины,
площади, объема и веса, I,2). Но главной заповеди, - любви к Богу и
ближним, Фарисеи не уделяли достойного внимания (Лк 11:42) или распространяли
ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: "А кто мой
ближний?"). Фарисеи были убеждены в том, что они - единственно подлинные
дети Авраама и сыны Божьи (Ин 8:33-47), истинные ученики Моисея (Ин 9:28),
люди, духовно зрячие (ст. 40 и след.). Это ложное убеждение делало их
надменными (Ин 7:48 и след.), властолюбивыми и даже доводило до богохульства,
когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия
Святого Духа (Мк 3:22-30). Они ревностно поддерживали свой престиж (Мф 23:6 и
след.; Лк 11:43). Своим чрезмерным миссионерским усердием Фарисеи преграждали
путь в Царство Небесное тем, кто действительно искал Бога (Мф 23:13; Лк 11:52),
и вели обращенного ими язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти (Мф
23:15). Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин 8:44). Чтобы понять всю
остроту разногласий Иисуса с Фарисеями, благочестивыми людьми Его времени,
нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью относились и к таким
уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. Ин 3:10) или Гамалиил (Деян
5:34).
|