Гад (счастье,
удача)
а) седьмой сын Иакова и
первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену - обширнейшее
пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа
Израиля в обетованную землю.
б) (1Ц 22.5; 2Ц
24.11,13,14,18,19; 1Пар 21.9,11,13,18,19; 29.29; 2Пар 29,25) - прозорливец
Давида;
в)
(Ис 65.11) - языческое
божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян.
Гад (т. е. счастье или отрада).
1) Седьмой сын Иакова,
первенец от Зелфы (Быт. 30:10 дал.; 49:19), был отцом семи сыновей (48:16).
2) верный пророк Давида,
руководивший им, когда он убежал от Саула, и часто посылаемый к нему со словом
от Господа (1 Цар. 22:5; Цар 24:11; 1 Пар. 21:9). Он оставил после себя
исторические записки о Давиде (1Пар. 29:29) и руководство относительно игры на
музыкальных инструментах в храме (2 Пар. 29:25).
3) языческое божество, бог
счастья, по предположению, планета Юпитер, которой вместе с Мени (вероятно,
богиня судьбы или Венера) поклонялись некоторые евреи (Ис 65:11).
ГАД (толпа, а по другим, счастье) - имя
двух лиц, упоминаемых в Библии: Быт 30:11-13 - седьмой сын Иакова, первенец
Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патриарх Иаков предсказал Гаду
следующее: Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам
(Быт 49:19). Моисей во Вт 33:20-21 еще подробнее предсказывает события,
отличающие историю колена Гадова от прочих. После поражения царей Васанских,
колена Рувимово и Гадово просили Моисея назначить им удел в бывших владениях Васана,
так как они казались особенно пригодными для скотоводства. Моисей исполнил их
просьбу, и колено Гадово было помещено к югу - от Рувимова, между горами
Галаадскими и рекою Иорданом. В означенной местности оба колена неоднократно
подвергались нападениям со стороны соседних языческих племен, но всегда
оказывались храбрыми и победоносными (1Пар 5:19, 20-22, 12:8) и при Давиде
одолели всех своих врагов. В песни Моисеевой (Вт 33:20,21) есть указание на
расширение колена Гадова и его храбрость, равно как на его верность своему
обещанию идти вместе с другими коленами на завоевание земли Обетованной,
несмотря на то, что оно имело уже свой собственный удел в Васане.
1Цар 22:5 и др. - прозорливец
и близкий друг Давида. Он явился к Давиду в Массифу и велел ему возвратиться в
отечество, а после переписи народа, сделанной Давидом. Гад явился к нему для
возвещения наказания (2Цар 24:11-19). Подобно пророку Нафану и Самуилу, Гад
подробно записывал дела Давида и его царствования (1Пар 29:29), равно как и
помогал ему в устройстве богослужения в Скинии (2Пар 29:25).
Еврейское слово Гад в
Ис 65:11 указывает на языческую богиню солнца и луны, а быть может, и на
богиню счастья, почитаемую Финикиянами и Вавилонянами. Обычай
приготовлять столы с пищею для идолов, на который указывается в приведенной
нами цитате, пользовался известностью в древних языческих религиях.
Гад ("счастье",
"счастливая судьба"):
1) седьмой сын Иакова, первенец Зелфы,
служанки Лии, и старший брат Асира (Быт 30:10-13). Когда Гад вместе с Иаковом
отправился в Египет, у него было семь сыновей (Быт 46:16). В своем
благословении Иаков говорит о Гаде как о воине (Быт 49:19; ср. Втор 33:20 и
след.);
2) потомки Гада, сына Иакова, колено
Гадово и его удел. За время, прошедшее между двумя исчислениями народа, число
боеспособных мужчин в колене Гадовом уменьшилось с 45 650 до 40 500 человек;
гадитяне по своей численности переместились с восьмого на десятое место среди
всех колен (Чис 1:25; 26:18). Во время странствования по пустыне колено Гада
вместе с коленами Рувима и Симеона разбивало стан южнее скинии собрания; эти
три колена, объединенные под знаменем стана Рувима, выступали в поход во вторую
очередь (Чис 2:10-16). Еще при жизни Моисея колено Гада получило удел восточнее
Иордана, между рекой и владениями аммонитян. На юге этот удел граничил с уделом
Рувима, а на севере - с уделом полуколена Манассии (Чис 32:1-5; Втор 3:12,16 и
след.; Нав 13:4-28). Во владение левитам в уделе Гада были определены следующие
города: Маханаим, Есевон, Иазер и Рамоф в Галааде (Нав 21:38 и след.). Колену
Гада вместе с коленом Рувима и полуколеном Манассии позволили поселиться на
пастбищных землях восточнее Иордана в обмен на обязательство оказать другим
коленам поддержку при завоевании Ханаана (Чис 32:16-33; Нав 4:12). После окончания
войны Иисус Навин отпустил гадитян по домам (Нав 22:1-6). Жертвенник,
сооруженный этими тремя коленами у Иордана во свидетельство их принадлежности к
богоизбранному народу, вызвал сначала недовольство у остальных колен, но в
конце концов был ими признан (Нав 22:10-34). На всем протяжении своей истории
колено Гадово вовлекалось в военнные конфликты, чему способствовало
географическое положение его удела. Возможно, колено Гадово принимало участие в
войне Иеффая против аммонитян (Суд 11), но конкретно об этом не говорится. Во
времена Саула при участии гадитян была одержана крупная победа над племенами
измаильтян (1Пар 5:10,18-22). Несколько гадитян сопровождали Давида во время
его бегства от Саула (1Пар 12:8-15). В Маханаиме Авенир возвел на царский трон
Иевосфея (2Цар 2:8 и след.); позже Давид нашел здесь укрытие от Авессалома
(2Цар 17:24,27-29). Город Рамоф в Галааде имел важное стратегическое значение в
пограничных войнах против сирийцев, которые вели цари Ахав и Иорам (3Цар 22:29;
4Цар 8:28). Здесь был помазан на царство Ииуй (4Цар 9:1-6). Позднее Азаил
опустошил все земли восточнее Иордана (4Цар 10:32 и след.). В Библии
упоминается о нескольких родах из колена Гада, живших в VIII в. до Р.Х. (1Пар
5:11-17). В 30-х гг. того же века ассирийский царь Феглаффелласар
(Тиглатпаласар III) угнал гадитян в плен (4Цар 15:29; 1Пар 5:26), из которого
они уже не вернулись, и их земли заняли аммонитяне (Иер 49:1). Согласно
пророчеству Иезекииля, колено Гадово последним из колен получит удел в земле
обетованной, на самом юге (Иез 48:27). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен
12 тыс. будут гадитянами (Откр 7:5);
3) пророк и прозорливец, пославший
Давида, скрывавшегося в Адолламской пещере, в землю Иуды (1Цар 22:5). Позднее
Гад провозвестил Давиду наказание за исчисление народа и поручил ему соорудить
жертвенник, на месте которого позднее Соломон должен был построить храм (2Цар
24:11-19; 1Пар 21:9-19). Гад принимал участие в назначении левитских певцов
(2Пар 29:25). Традиционно считается, что Гад был родом из Халхула, который
находился недалеко от Хеврона;
4) языческий бог счастья, имя которого,
наряду с именем Мени, встречается в Ис. 65:11 и входит в состав топонимов и
личных имен: Ваал-Гад возле Ермона (Нав 13:5) и Мигдал-Гад в уделе Иуды (Нав
15:37). -> Гаддий -> Гаддиил -> Азгад.
|