1) сын Лота от его старшей дочери (Быт
19:31-37). Родоначальник -> моавитян.
2) горная страна, расп. к вост. от
Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. -
"долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей
Есевона [евр. Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив
Иерихона (Чис 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню
(см. Чис 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с
вершинами Пеор (в Синод. пер. - Фе-гор, Чис 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга
(в Синод. пер. - Фасга, Чис 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с
юга к центру, нагорье переходит в долину, по к-рой поток Арнон течет к Мертвому
морю (ср. Чис 21:13-15).
М. беден
водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго
пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо
расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для
хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в
Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) - в зап. части страны, вост. же
знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.
Моавитяне
Моавитяне (об этимологии слова ->
Моав; о происхождении народа -> Лот). Согл. Библии, М. родственны
аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост.
Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер.
(Втор 2:10,11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во
главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. - Есевона) оттеснили М. и
аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Чис 21:13,26-30). При
разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в
удел область от Аро-ера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все
нагорье в области Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от
него городами (Нав 13:15-23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что
постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени
исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана
народов (Исх 15:15). В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав -
"сильных Моава" (в Синод. пер. - "вожди Моавитские"), что
может быть понято и как "овны Моава": такое обозначение могло быть
намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар 3:4), кр. того, в древнейшей
ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам
враждовать с М. и нападать на них (Втор 2:9). М. позволили израильтянам пройти
через свои земли в Ханаан (Втор 2:28,29), однако не только не встретили их
хлебом и водой, но даже призвали -> Валаама, чтобы тот проклял народ
Господень (Втор 23:4,5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было
войти в общество Господне (Втор 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к
идолопоклонству (Чис 25; Ос 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал
их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М.
(Суд 3:12-30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и нек-рые
проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил
своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар 22:3,4).
После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. нек-рые иудеи нашли пристанище в
Моаве (Иер 40:11). Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с
ними войну (1Цар 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар
8:2,12; 1Пар 18:2,11). При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в
страну (4Цар 13:20,21). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III,
Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания
Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар 24:2). М. заключили с
Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27:3), однако впоследствии
радовались поражению Иудеи (Иез 25:8-11). После возвращения из вавил. плена
нек-рые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9:1,2; Неем 13:23). С течением
времени М. были поглощены арабами. Пророки по-разному описывали грядущий суд
над М., к-рый постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис 15-16; Иер
9:25,26; 25:21; 48; Ам 2:1-3; Соф 2:8-11). М. были язычниками, главным их
божеством был Кемош (в Синод. пер. - Хамос, 3Цар 11:7). Почитаемым у М. божеством
был также Ваал-Фегор (Чис 25:1-3); по-видимому, считалось, что он обитает на
одной из вершин Аваримских гор (-> Моав, 2).
МОАВ,
МОАВИТСКИЙ, МОАВИТЯНЕ
(потомство отца) (Чис 22:1, 33:48-50) - страна, находившаяся на в. от Мертвого
моря, по обеим сторонам реки Арнон. Жители этой страны назывались Моавитянами,
по имени Моава, сына Лотова от его старшей дочери, Моав был родоначальником
Моавитян (Быт 19:30-37). Моавитяне были строго наказаны за дурное обращение с
Израильтянами (Вт 23:3-6, Суд 3:12-30, 2Цар 8:2). Они были преданы
идолопоклонству, почему к ним обращались с своими обличениями и пророчествами
некоторые из пророков (Ис 15, 16, Иер 48). Страна Моавитская в древние времена
по-видимому была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня, по
которой проходят только по временам кочующие Арабы. Падение Моавы точно
предсказано пр. Софонией: "Моав будет как Содом и сыны Аммана будут,
как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею во веки"
(Соф. 2:9). Все новейшие путешественники единогласно свидетельствуют, что это
древнее пророчество во всей своей силе исполнилось в истории о судьбах земли
Моавитской.