п`ервенец—первородный мужского пола (и из людей, и из скота),
который по закону должен быть посвящен Господу (Исх 13.2,12). Первенец в семье
имел преимущество, являясь начатком силы отца (Быт 49.3; Вт 33.17; Пс 104.36) и
получал двойную долю в наследстве по сравнению с остальными (Вт 21.17), а сын
царя—трон (2Пар 21.3).
Первенец — евр. бен бхор.
Первенец. За перворожденным
младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он — "начаток
силы" (Быт. 49:3). Поэтому он должен был:
1) быть посвящен Господу (Исх.
22:29 и дал.). Одна из главных причин такого преимущества была та, что Господь
пощадил израильских первенцев в Египте (Исх. 13:1 и дал.). Впоследствии было
избрано колено Левиино, чтобы заменять первенцев (Чис. 3:12), но так как число
первенцев по первому исчислению израильтян превышало число левитов на 273
человека (Чис. 3:39,43), то этих 273 первенцев должно было выкупить, считая по
5 сиклей с человека; это же применялось и для последующих первенцев превышающих
число левитов (Чис. 3:44 и дал.). Выкуп предназначался для скинии (Чис. 8:11 и
дал.; Срав. Лук. 2:22). Так же и из скота все первородное мужского пола, если
оно было из чистых животных, должно было жертвоваться Господу; за нечистых же
животных вносили выкуп в размере 5 сиклей.
2) должен был иметь высший
авторитет в семействе (Срав. Быт. 49:3), и права первородства, которые
заключаются:
а) в наследовании двойной части по сравнению с другими; если у кого были 2
жены, из которых одну он любил, а другую не любил, и если нелюбимая родила
первенца, то отец не мог, при разделе своим сыновьям имения, дать преимущество
сыну любимой пред первородным сыном нелюбимой жены (Втор. 21:15 и дал.),
б) в большем почтении и власти в роде, отчего он и становился преемником своего
отца, например, в управлении царством (2 Пар. 21:3). Иногда говорится о
израильских начальниках, как главах семейств; вероятно, они пользовались правом
первородства (Чис. 7:2; 25:14). Это право могло быть утрачено (1 Пар. 5:1).
Продажа его была для Исава вечным стыдом (Быт. 25:34; Евр. 12:16).
Таким образом, название
«первородный» со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Поэтому
и произошли некоторые символические выражения:
1) Израиль называется «сын
Мой, первенец Мой» (т.е. Божий) в смысле первого избранного Богом народа, взятого
в удел (Исх. 4:22; Срав. Рим. 3:1 и дал.).
2) Христос называется
«Первородным между многими братьями» (Рим. 8:29), «рожденный прежде всякой
твари» (Кол. 1:15), «Первенцем из мертвых» (Кол. 1:1; Отк. 1:5), потому что Он
первый во всем: в священстве, в жертве, в царстве (Срав. Мат. 28:18; Пс. 8:7;
Евр. 1:2). Уже в пророческом псалме сказано: «И Я сделаю Его Первенцем, превыше
царей земли» (Пс. 88:28).
3) «Церковь первенцев
написанных на небесах» (Евр. 12:23), по мнению одних, обозначает первых
учеников Христа, которые как первенцы, пошли домой первые из среды верующих; по
мнению других, тут подразумевается вообще Церковь Христова, члены которой суть
«первенцы», «первенцы от стада» (Иак. 1:18; Отк. 14:4), и хотя они находятся
здесь, но имена их написаны на небесах (Лук 10:20).