Пятница, 20.12.2024, 16:25
Приветствую Вас Гость | RSS

По Слову Божьему

Меню сайта
Категории раздела
Человек [7]
Имена и названия [14]
Животный мир [4]
Растительный мир [7]
Предметы и вещи [11]
Явления [5]
Разное [8]
СИМФОНИЯ [100]
Цитаты из Библии с определёнными словами. Помощь в поиске мест Писания.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Май » 30 » Суббота
19:01
Суббота

Суббота

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает "прекращать какие-либо действия", "отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу"; существительное шаббат означает день отдыха или праздничный день, Суббота. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, например на -> День очищения (Лев 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной Субботой;

2) в Вавилоне существовало понятие ша пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. Кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определённые виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для Субботы связи с неделей. Соответственно, несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ

Суббота как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх 20:8-11; 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библейских текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе (Быт 7:4; 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28);

2) ПРЕДПИСАНИЯ.

Каждый 7-й день (Исх 23:12), Суббота, был днем святого покоя (Исх 16:23; 31:15; 35:2), когда запрещалось работать (Исх 20:10; 31:14); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В Субботу запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую для Субботы пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в "день перед субботой" (Мк 15:42; Исх 16:23). В Субботу нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров являлись нарушением предписаний о Субботе. Амос упоминает перерыв в деловой жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер 17:21 и след.). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх 31:14,15; 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл Субботы заключался в том, что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе (Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему -> покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх 20:11; 31:17), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящённый Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в египетском рабстве (Втор 3:20; Нав 1:13-15), Суббота стала знамением того, что Господь освятил их (Исх 31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на -> субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение Субботы приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о Субботе и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо способствовал соблюдению Субботы (Неем 13:15-22). Раввины знали, что Суббота "дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению, заповедь о Субботе значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в Субботу. Перечень включал всякую ремесленническую работу, создание нового предмета путем соединения (например, склеивание) или путем разъединения (например, срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Например, можно было купить что-либо, но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы таким образом предпринять поездку "на воде", что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения Суббота, как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ИИСУС И СУББОТА

У Иисуса было собственное понимание Субботы, отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов (Мф 12:1-14; Мк 2:23 - 3:6; Лк 13:10-17; Ин 5:1-18). Если священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя себя, совершали определённые виды деятельности, которые остальным были запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в Субботу сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был "больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином субботы" (ст. 8; Мк 2:28). Он знал, что Суббота была создана для человека (ст. 27), поэтому и в Субботу творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16) и исцеляя их (Ин 7:23 и след.; 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29);

2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:

а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей Субботы, поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определённым дням, а другим считать все дни равноценными (Рим 14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать Субботу как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11; 5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христианские писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан);

б) днем христианского богослужения вместо Субботы стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований (1Кор 16:2). Возможно, первый день недели подразумевается под "днем Господним" в Откр 1:10 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (-> День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение - "день солнца", восходящее к названию соответственно языческого праздничного дня;

в) но не только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от Субботы у иудеев. Очень важно, что у христианского праздника отсутствует самый заметный признак иудейского праздничного дня - отдых от работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За исключением времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языческое окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил государственным праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие государственные праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значительно ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.

Категория: Разное | Просмотров: 660 | Добавил: Stone33
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz