1) евр.
глагол шават означает "прекращать какие-либо действия",
"отдыхать от чего-либо", "соблюдать субботу";
существительное шаббат означает день отдыха или праздничный день, Суббота.
Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на
праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели
они приходились, например на -> День очищения (Лев 16:31; 23:32; ср.
также ст. 24). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне
называли также праздничной Субботой;
2) в Вавилоне существовало понятие ша
пату = "(день) середины", обозначавшее 15-й день месяца, который
отмечался как "день успокоения сердца (богов)", т.е. был своего рода
днем покаяния и молитвы. Кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в
Вавилонии запрещались определённые виды деятельности; это особенно касалось
царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но
между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в
другом случае нет существенной для Субботы связи с неделей. Соответственно,
несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян
и у израильтян речь шла о разных вещах.
II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ
1)
УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ
Суббота как
день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена
для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны (Исх 16:5,22-30),
впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе (Исх
20:8-11; 31:12-17). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы
израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библейских текстов ясно лишь,
что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о
потопе (Быт 7:4; 8:10,12); свадебное торжество также длилось семь дней (Быт 29:27,28);
2)
ПРЕДПИСАНИЯ.
Каждый 7-й
день (Исх 23:12), Суббота, был днем святого покоя (Исх 16:23; 31:15; 35:2),
когда запрещалось работать (Исх 20:10; 31:14); это относилось также к рабам,
пришельцам и скоту. В Субботу запрещалось зажигать огонь (Исх 35:3); необходимую
для Субботы пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в
"день перед субботой" (Мк 15:42; Исх 16:23). В Субботу нельзя было
покидать место своего проживания, поэтому сбор манны (Исх 16:27-29) и дров
являлись нарушением предписаний о Субботе. Амос упоминает перерыв в деловой
жизни (Ам 8:5), а Иеремия указывает на запрет "носить ношу" (Иер
17:21 и след.). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью (Исх
31:14,15; 35:2; Чис 15:35). Но основополагающий смысл Субботы заключался в том,
что это был день отрады (Ис 58:13), в который израильтяне собирались вместе
(Лев 23:3; ср. 4Цар 4:23) для вознесения хвалы Господу и богослужения (Пс 91).
Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис 28:9,10), а в святилище
возлагали новые хлебы предложения (Лев 24:8).
III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ
Субботний
отдых означал для израильтян причастность к Божьему -> покою.
Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил
и благословил каждый седьмой день (Быт 2:2 и след.) и заповедал Израилю
соблюдать его святость (Исх 20:11; 31:17), т.е. выделять его в череде прочих
дней как особый день, посвящённый Господу. Для израильтян, которых Бог избавил
от беспрерывной подневольной работы (Исх 5:4-9) в египетском рабстве (Втор
3:20; Нав 1:13-15), Суббота стала знамением того, что Господь освятил их (Исх
31:13; Иез 20:12), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив
только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что
субботняя заповедь (см. Исх 23:10-13) была распространена на ->
субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение Субботы приравнивается
к соблюдению или нарушению завета с Богом (Ис 56:2-7).
IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ
На
соблюдение заповедей о Субботе и субботнем годе обращалось особое внимание при
возобновлении завета с Богом во времена Неемии (Неем 10:32); этот наместник особо
способствовал соблюдению Субботы (Неем 13:15-22). Раввины знали, что Суббота
"дана для наслаждения, а не для боли", но поскольку, по их убеждению,
заповедь о Субботе значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе,
они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На
основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх
26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в
Субботу. Перечень включал всякую ремесленническую работу, создание нового предмета
путем соединения (например, склеивание) или путем разъединения (например,
срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 и след.), ходьбу, верховую езду и
езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км). Вместе с тем
книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты.
Например, можно было купить что-либо, но при этом не оплачивать покупку в тот
день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой,
чтобы таким образом предпринять поездку "на воде", что не подлежало
запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения Суббота, как средство
общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.
V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) ИИСУС И
СУББОТА
У Иисуса
было собственное понимание Субботы, отличное от раввинского, и это не могло не
вызывать конфликтов (Мф 12:1-14; Мк 2:23 - 3:6; Лк 13:10-17; Ин 5:1-18). Если
священники в храме при принесении субботней жертвы (Чис 28:9 и след.), не оскверняя
себя, совершали определённые виды деятельности, которые остальным были
запрещены (Мф 12:5), если никто не возражал против того, чтобы в Субботу
сделать человеку обрезание (Ин 7:22 и след.), то что можно сказать об Иисусе,
вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли (Ин 4:34) и Который был
"больше храма" (Мф 12:6), а вместе с тем и "господином
субботы" (ст. 8; Мк 2:28). Он знал, что Суббота была создана для человека
(ст. 27), поэтому и в Субботу творил добро (Мф 12:12; Мк 3:4) и действовал так
же, как Его Отец (Ин 5:17), освобождая людей от порабощения сатаной (Лк 13:16)
и исцеляя их (Ин 7:23 и след.; 9:14). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот,
Кто приносит людям истинный покой Божий (Мф 11:29);
2) ДРЕВНЯЯ
ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:
а) подобно
своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних
заповедей Субботы, поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один
день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать
особое значение определённым дням, а другим считать все дни равноценными (Рим
14:5-9). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать Субботу как
возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати (Гал 4:9-11;
5:1-4). Такие же взгляды выказывали и христианские писатели первых веков (Игнатий,
Иустин, Тертуллиан);
б) днем
христианского богослужения вместо Субботы стал первый день недели, день
воскресения и явления воскресшего Господа (Ин 20:1,19,26). Он упоминается в НЗ
как день преломления хлеба, проповеди (Деян 20:7,11) и откладывания пожертвований
(1Кор 16:2). Возможно, первый день недели подразумевается под "днем
Господним" в Откр 1:10 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя,
вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (->
День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели
как "дня Господня", впоследствии появилось другое его обозначение -
"день солнца", восходящее к названию соответственно языческого
праздничного дня;
в) но не
только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень
у христиан от Субботы у иудеев. Очень важно, что у христианского праздника
отсутствует самый заметный признак иудейского праздничного дня - отдых от
работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию
бездельников. За исключением времени для богослужения, которое предоставлялось
и рабам, христиане, как и их языческое окружение, в день Господень занимались
повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к
самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил
государственным праздником день, который у христиан считался Господним, а у
язычников - священным днем солнца. В этот день, как и в другие государственные
праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии
императоры Феодосий и Юстиниан значительно ограничили в воскресный день и
частные виды деятельности.