Теревинф. Еврейское слово
«Элая» и «Эль», вероятно, обозначают теревинф; они встречаются в еврейском
тексте Быт. 35:4; 2 Цар. 18:10; Ос. 4:13; Ис. 1:29,30; 61:3. Теревинф (
Pistacia Terebinthus) —ветвистое дерево с высоким стволом, с вечнозелеными,
растущими пучками, листьями и плодами, похожими на виноград. Дерево достигает
возраста в тысячу и более лет и вместе с дубом принадлежит к самым драгоценным
лесным породам в Палестине.
Теревинф (теребинт,
терпентинное дерево) - Pistacia terebinthus. Это относит. невысокое
дерево (до 5 м) встречается по всему средиземноморскому региону. Т. - растение
двудомное, поэтому его мелкие бордовые косточковые плоды имеются только на
женских растениях. Т. ценят за то, что он дарит тень, но в конце сентября его
листья уже опадают. Из разрезов на его коре добывают благовонную смолу,
терпентин (основное сырье для получения скипидара и канифоли). В Библии Т.,
вероятно, подразумевается под евр. словом эла, к-рое в Синод. пер.
обычно переводится как -> "дуб". Т. упоминается как дерево ->
высот (Иез 6:13, в Синод. пер. - "дуб"; Ос 4:13), как источник тени
(Суд 6:11,19 и 3Цар 13:14 - в Синод. пер. - "дуб") и в качестве
метафоры (Ис 1:30, в Синод. пер. - "дуб"; 6:13). Под Т. Иаков закопал
всех идолов (-> Терафим) своих домочадцев (Быт 35:4, в Синод. пер. -
"дуб"). Авессалом повис на Т., запутавшись в его ветвях волосами
(2Цар 18:9-14, в Синод. пер. - "дуб").
ТЕРЕВИНФ (Ос 4:13. Ис 6:13,
Сир 24:19). Означенное дерево иногда смешивают с дубом, но это неправильно.
Теревинф есть особенное дерево из семейства фисташковых, растет в южной Европе,
как не большое кустарное дерево. Но на Востоке - в Палестине, Сирии, Аравии,
Персии и других восточных государствах теревинф представляет собою одно из
красивейших деревьев. Густота листьев его, составляющая его красу и славу (Сир
24:19), дает летом совершенную тень, и потому это дерево в Св. Писании нередко
называется ветвистым (Ис 57:5, Ос 4:13). Самое важное в теревинфе - это
терпентинный сок, вытекающий; из дерева и составляющий высокий сорт благовонной
смолы. По свидетельству естествоиспытателей, это дерево достигает тысячелетнего
возраста; но и тогда, когда оно отживает свой век, из его корня поднимаются
молодые побеги и занимают место отжившего, так что об этом дереве можно
сказать, что оно живет почти вечно: так и семя святых, по слову пророка, служит
на земле Божией корнем возрождения новой, обновленной жизни (Ис 6:13).