Муж [евр. иш].
I. С момента сотворения род человеч. (->
Человек) был разделен на два пола - мужской и женский (Быт 1:27; 5:2). В Библии
слово иш прилагается к мужчине независимо от его возраста (Быт 4:1). Вообще
в др.-евр. оригинале Свящ. Писания слово иш - "мужчина" -
часто заменяет слово "человек".
II. Слово "М." обозначает также
супруга (Быт 3:6,16; Лк 2:36). Бог сочетал друг с другом М. и жену (Мф 19:4-6; ->
Брак). В Библии их взаимоотношения рассматриваются с двух т.зр. С одной
стороны, человек сотворен так, что М. и жена в чем-то противоположны друг
другу, а в чем-то дополняют один другого, составляя единство (Быт 1:27). С др.
стороны, - и этот аспект доминирует также и в НЗ - М. является главой (->
Голова, глава) жены (Еф 5:23), причем женщина сотворена из него и для него как
его помощница и сотрудница (Быт 2:18,22; 1Кор 11:7-9). Это соотношение,
заданное при сотворении, распространяется не только на брак (где в связи с этим
на М. возлагается особая ответственность, Еф 5:25); Павел выводит из него также
и взаимоотношения между мужчинами и женщинами в общине (1Кор 14:34-37; 1Тим
2:12,13). Закон запрещает даже внешнее, по одежде, уподобление мужчины женщине,
и наоборот (Втор 22:5). При всем равенстве их перед Богом, между ними должны
сохраняться естеств. различия как в физич., так и в обществ. отношениях.
Мужчина и женщина в равной мере обладают человеч. достоинством, но имеют
различное предназначение на земле. Дополняя друг друга, они вместе составляют единое
целое.
III. В противоположность ребенку (1Кор
13:11) мужчина является олицетворением зрелости - он сильный, здравомыслящий,
ответств. перед Богом (Иов 38:3; Еф 4:13; Иак 3:2). Считалось, что 20 лет - это
уже возраст мужчины, с этого же времени молодой человек считался пригодным для
воен. службы (Чис 1:3). Мужчины в возрасте 20 лет и старше противопоставляются
в Библии детям, не умеющим отличать добро от зла (Втор 1:39; Ис 7:15; Чис
32:11). В то же время старик после 80 лет нередко теряет ясность восприятия
(2Цар 19:35,36). Поэтому "периодом мужественности" можно считать
возраст от 20 до 60 лет (Лев 27:3-7). Впрочем, этим сроком не всегда
исчерпывался назв. период. Между 20 и 30 годами мужчина именовался юношей (->
Юность, молодость), и даже сверстники Ровоама, возраст к-рого составлял 41 год,
в 3Цар 12:8; 14:21 названы юношами (в Синод. пер. - "молодые люди");
как мужи зрелые, они способны давать "верные советы".
IV. Обращение: "Мужи!",
"Мужи братия!" и т.п. могло относиться к группе людей или собранию,
где находились не только мужчины, но и женщины (Деян 2:14,29,37; 22:1;
27:21,25).
V. Во время проповеди в день
Пятидесятницы и в речи, произнесенной в ареопаге, Петр и Павел при первом
упоминании имени Иисуса называют Его "Мужем", через Которого действует
Бог (Деян 2:22; 17:31). "Мужами Божиими" (в Синод. пер. -
"человек Божий") названы Моисей (Втор 33:1), Самуил (1Цар 9:6), Давид
(2Пар 8:14; Неем 12:24,36), Илия и Елисей (в т.ч. и при обращении к ним - 3Цар
17:18; 4Цар 1:9) и другие пророки, имена к-рых не сохранились (1Цар 2:27;
3Цар 13:1). Как явления
"Мужа Божия" (Суд 13:6,8) или "Мужа" описано и явление
Ангела (Быт 32:24, в Синод. пер. - "Некто"; Нав 5:13, в Синод. пер. -
"человек"; Лк 24:4; Деян 1:10).
|