Змей. Змей, по Быт. 3:1, был самый хитрый
из всех зверей и своею хитростью прельстил Еву (2 Кор. 11:3) Срав. слова Иоанна
о драконе, древнем змие, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю
вселенную (Отк. 12:9; 20:2) и слова Иисуса о человекоубийце (Иоан. 8:44).
В символических выражениях
Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи» и «порождения
ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Быт. 49:17;
Втор. 32:33; Пс. 57:5; 90:13; Мат. 3:7; 12:34). Изредка мудрость змеи
представляется достойной подражания, но в соединении с простотою голубя (Мат.
10:16).
Змеи и вообще пресмыкающиеся
животные были нечисты по закону и их воспрещалось употреблять в пищу (Лев.
11:41 и дал.).
В грядущем Царстве Божием
змея будет освобождена от проклятия (Ис. 65:25) «и младенец будет играть над
норою и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11:8).
В Библии упоминаются
некоторые породы ядовитых змей, но точное их определение затруднительно.
1) Аспид (евр. Петен), (Втор.
32:33; Иов. 20:14 и дал.) «затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя,
самого искусного в заклинаниях (Пс. 57:5,6), прячется в норах (Ис. 11:8).
Предполагают, что это египетская очковая змея.
2) Аспид (евр. Шефифон),
(Быт. 49:17). Возможно, что это опасная рогатая гадюка (vipera Cerastes ),
которая имеет земляную окраску, лежит в засаде в песке и впивается в ногу своей
добычи.
3) Аспид, палестинская
гадюка, (евр. Цефа, Цифони) (Ис. 11:8; 14: 29; 59:5; Иер. 8:17; Прит. 23:32)
весьма ядовитая змея.
4) Василиски, ядовитые змеи
(евр. срафим), которые жалили евреев в пустыне (Чис. 21:6; Втор. 8:15); «Сараф»
переведено словом «летучий дракон» у Ис. 14:29 и «летучие змеи» в 30:6.
5) Ехидна (евр. Ефе), Иов.
20:16; Ис. 30:6; 59:5. Вследствие того, что евр. название напоминает арабское
«афа», думают, что это — ехидна, в 1 аршин длиною и 1 вершок толщиною с
коричневыми и черными пятнами, отличающаяся своим шипением. Вероятно, такую
змею Павел стряхнул в огонь, не потерпев от нее никакого вреда (Деян. 28:3 и дал.).
6) Аспид (евр. Ахшув) в Пс.
139:4, предполагают, что это — встречающаяся в северной Африке ехидна « Echis
arenicola».
7) Летучий змей (евр.
Киппоз), который, согласно пророчеству, будет жить в развалинах Едома (Ис.
34:15), опасная змея ( Erix jaculus), родина которой Египет, Аравия и
Палестина. Она живет среди ветвей на верхушках деревьев, и бросается с
быстротою молнии на свою добычу.
Кроме перечисленных названий,
змеи обозначаются словом «нахашг» т.е. шипящий (Быт. 3:1 евр.) и «ползающий
по земле» (Втор. 32:24).
Заклинатели змей упоминаются
в некоторых местах (Пс. 57:6; Еккл. 10:11; Иер. 8:17; срав. Иак. 3:7). Это
искусство известно и теперь в Африке и в Индии. Брюс видел в Каире человека,
который голою рукою взял змею (cerastes), положил ее себе на голову и одел
сверх нее шапку; затем положил ее на грудь, обвил вокруг шеи, без всякого вреда
для себя. После этого змея была подпущена к курице, сейчас же ужалила ее и та
через несколько минут околела.
Известно более 600 видов
этого пресмыкающегося, большая часть которых действительно ужасны по своей силе
и ядовитости. Змей служит для свящ. писателей эмблемою злобы (Мф 23:33),
свирепости (Пс 57:5, Прит 23:32) и коварства (Быт 49:17).
|